Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Заречный
"Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

 
 
Россия, Свердловская область,
г.Заречный, Ул.Островского, 4
Тел. Факс: (34377) 7-25-48
cpprik2010@mail.ru
Учредитель
Обратная связь
 

Формируем желание учиться

Основные жалобы учителей связаны с  тем,  что дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает. И учителя начинают искать ответы на вопросы – как заставить ученика учиться, каким образом вызвать у него желание учиться. Для психологов эти вопросы связаны с формированием учебной мотивации у детей.

 Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

В основе формирования учебной мотивации лежат три составляющие:

Ощущение ребенком самостоятельности процесса поиска знаний

Ощущение свободы выбора

Ощущение успешности (компетентности)

Остановимся на каждом этом компоненте.

Критерий «Ощущение самостоятельности поиска» можно охарактеризовать словами: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку замечательную возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным («активным») потребителем (приемником). Зачастую учителям кажется, что проблематизировать изложение нужно только для старших детей, младшие же к этому совсем не готовы. Кроме того, самим учителям эта деятельность кажется сложной, требующей больших усилий и временных затрат. Главное здесь — помнить, что задача не в том, чтобы сделать изложение сложным, а в том, чтобы стимулировать познавательную мотивацию детей, уйти от выдачи им готового знания, в котором у них нет реальной потребности.

Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти, авопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

В процессе рассуждений детей следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий учеников. Критика ставит под сомнение компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении. Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.

Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о собственных ошибках в школьном возрасте — дети увидят, что они с учителем не по разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом мысли». Особенно следует хвалить за хорошие вопросы, отражающие желание думать, больше узнавать. Можно рассказать, как возникло это знание, чтобы у учеников появилось ощущение, что они являются соучастниками рождения нового знания.

Переход от вопросов на простое знание фактов (информации) и умение действовать строго по алгоритму к вопросам на понимание не может произойти в одночасье. Он является логичным продолжением проблемно-ориентированной активности самого учителя. Важный критерий того, что конкретные варианты проблемных вопросов «работают» и не являются слишком сложными для текущего уровня развития детей, — активность учеников, их интерес и инициатива.

Эффективным приемом повышения внутренней учебной мотивации является обучение ребенка приему рефлексии того, что он знает, чего не знает, что хочет узнать. Это также способствует пониманию, откуда и куда он движется в учебном процессе, учит целеполаганию и планированию. При объяснении новой темы можно предложить детям использовать следующую таблицу, делая пометки в зависимости от отношения к данной информации:

 

 

«+»       «-»     «?»

Я это знал(а) 

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал(а)

Я хочу об этом узнать побольше

 

 

 

От постановки перед ребенком проблемных вопросов и совместного поиска ответов на них можно перейти к обучению самостоятельно ставить вопросы к тексту — и естественно-научному, и историческому, и художественному. Сначала пусть это будут простые вопросы, структурирующие текст, а затем уже проблемные и хорошо продуманные. Таким образом мы также поддерживаем познавательную мотивацию детей, и ребенок понимает: важно не само по себе знание, но и умение его добывать, всевозможные ПОЧЕМУ.

 Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»

(«Мы не пешки, у нас есть выбор!»)

Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», — тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть, чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности — тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора — темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

Можно вместе с учениками обсудить, как они хотят проходить данное литературное произведение — читать и писать сочинение или изложение, или поставить спектакль, или подготовиться к дебатам (учитель литературы знает варианты). Можно дать много задач, чтобы ученики сами выбирали для решения любые из них.

В старших классах можно выбрать профиль обучения (в средних — второй язык). Можно практиковать выбор одного–трех дней в четверти, которые ученик может по собственному выбору пропустить, при этом неся ответственность за самостоятельное изучение пропущенного материала. Наконец, к счастью, теперь в большинстве случаев родители и дети могут выбрать школу, в которой ребенок будет учиться. Важно ощущение — «я управляю своей жизнью».

 Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!»

Третий важный источник желания учиться — ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Именно поэтому учителю надо дать почувствовать себя успешным каждому ребенку. Успех — понятие индивидуальное, у каждого он свой и на своем материале. Обучая детей планировать свою деятельность  и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

Учебная мотивация (желание учиться) запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности. Важно, что именно слышит ребенок в таких ситуациях. И здесь необходимо учитывать следующие правила позитивной обратной связи:

• позитивная обратная связь от учителя должна быть ясной, конкретной и содержательной, имеющей прямое отношение к данной работе (ответу). Ученик должен понимать, за что его хвалят, чем именно учитель обрадован и восхищен. Сравните: «Молодец, умница» и «Вера, ты просто великолепно проанализировала это стихотворение Тютчева!». (Второе предпочтительнее, так как ребенок знает, что именно ему удалось, он понимает, что стараться стоит.)

• позитивная обратная связь дается за проявленные усилия, настойчивость, а также за достижение конкретных целей. Поддерживайте продвижение в понимании, а не простое запоминание материала.

• позитивная обратная связь должна быть индивидуально ориентированной, без оценок и сравнений с другими учениками, то есть оценивается динамика развития: сравниваются умения сегодняшние со вчерашними. Дух конкуренции в долговременной перспективе — неэффективный (плохой) мотиватор.

• Похвала должна быть искренней, честной и спонтанной, чтобы в похвалу верилось. Интонации, энтузиазм в голосе, мимике и жестах тут очень важны.

• Нужно стараться находить слова поддержки, жесты одобрения для всех детей. Если есть те, кто удостаиваются похвалы и внимания гораздо чаще остальных (а к тому же и не по заслугам), то создается ощущение несправедливости учителя, что однозначно демотивирует.

Хвалить предпочтительнее, чем критиковать, потому что похвала, признающая компетентность ребенка, вдохновляет его на новые свершения.

Мощным, реально действующим источником мотивации является характер объяснений учителем успехов и неудач ребенка. Если объяснять успехи ученика его способностями и усилиями, то у него сложится уверенность, что он сможет снова добиться успеха («Прекрасный ответ, замечательная работа, видишь, как ты можешь!»). Важно стараться не давать ученикам повода думать, что успех может быть обусловлен везением, дополнительной помощью или легкостью материала.

С другой стороны, объяснение неудач недостатком старательности или другими временными факторами, например плохим настроением или неважным самочувствием, также способно поддержать самооценку ребенка и его будущую настойчивость. Например, «Ты просто недостаточно подготовилась для того, чтобы хорошо написать эту контрольную», «Мне кажется, что ты очень быстро сдался», «К сожалению, ты работала над заданием слишком небрежно».

 

 

 

Рекомендации по формированию у  учащихся способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности 

 

Формирование самооценки - характерная особенность личности ребенка. Уровень развития самосознания и адекватность самооценки служат хорошим критерием для оценки психологического возраста человека и его психологических особенностей, в том числе и каких-либо отклонений и проблем.

Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную - соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям человека.

При оптимальной, адекватной самооценке ребёнок правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях - учебных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

 Нам хотелось бы предложить учителям несколько подходов к работе, которые могут помочь им в формировании адекватной самооценки учащихся.

1.                  Принимайте ученика таким, какой он есть, учитывая его индивидуальные особенности  (тип темперамента, характер, темп деятельности и др.), тип семейного воспитания, соматический статус.

2.                  Создайте ребенку ситуацию успеха, в которой он может проявить себя (на уроке и во внеурочное время).

3.                  Стимулируйте познавательную активность ребёнка положительными подкреплениями.

4.                   Поощряйте ребенка в высказывании своих мыслей, желании задавать вопросы. Наберитесь терпения, чтобы понять вопрос ученика и обязательно ответить. В этом проявляется уважение к ученикам, и они это очень ценят.

5.                  Формируйте у ребёнка критичное отношение к своим поступкам, прививайте ему ответственность за свои действия.

6.                  Учитывайте зону ближайшего развития ребёнка.

7.                  Поощряйте и стимулируйте ученика за реальные, пусть даже небольшие достижения.

8.                  Помните, ребёнок верит взрослому, постарайтесь стать для него значимым, дайте ему возможность поверить в свою ценность и уникальность.

 

Существуют личные права, которыми могут пользоваться дети, как механизмом защиты для разрешения всевозможных конфликтов. И при неадекватно низкой самооценке можно дать следующие рекомендации.

 Дети имеют право:

  • иногда ставить себя на первое место;
  • просить о помощи и эмоциональной поддержке;
  • протестовать против несправедливого обращения или критики;
  • на свое собственное мнение и убеждение;
  • совершать ошибки, пока не найдете правильный путь;
  • предоставлять людям решать свои собственные проблемы;
  • говорить: “Нет, спасибо”, “извините, нет”;
  • не обращать внимания на советы окружающих и следовать собственным убеждениям;
  • побыть одному, даже если другим хочется вашего общества;
  • иметь свои собственные чувства независимо от того, понимают ли их окружающие;
  • менять свои решения или избирать другой образ действия;
  • добиваться перемены договоренности, которая вас не устраивает.

 Дети не обязаны:

  • быть безупречным на все 100%;
  • следовать за толпой;
  • любить людей, приносящих вам вред;
  • делать приятное неприятным людям;
  • извиняться за то, что были самим собой;
  • выбиваться из сил ради других;
  • чувствовать себя виноватым за свои желания;
  • мириться с неприятной ситуацией;
  • жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было;
  • сохранять отношения, ставшие оскорбительными;
  • делать больше, чем вам позволяет время;
  • делать что-то, что на самом деле не можете сделать;
  • выполнять неразумные требования;
  • отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать;
  • нести на себе тяжесть чьего-то неправильного поведения;
  • отказываться от своего “Я” ради кого бы то ни было.

Это достаточно большой арсенал для борьбы с низкой самооценкой. Самое трудное - осмелиться сделать это, нарушить тот образ, который привычен для вас самих и, как вы считаете, для окружающих. Для того чтобы быть собой, а не привычным, удобным для себя и окружающих человеком, требуется смелость. Не сравнивайте себя с другими. Помните, что каждый человек неповторим и ценен просто потому, что он - это он, уникальная, своеобразная личность. Он, безусловно, достоин любви многих, но в первую очередь, прежде всего, - самого себя.

Запомните: первый и последний учитель жизни - это сама жизнь, и надо отдавать себя этой жизни безбоязненно и безраздельно.

 

Как вам наш сайт?
Неплохой дизайн
Супер!
Устраивает
Встречал и получше
Совсем не понравился

 
 
Календарь

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

 

Полезные ссылки