Каждый родитель, отправляя ребенка в школу, безусловно рассчитывает на то, что вся детская сосредоточенность и внимание будут сконцентрированы на получение знаний, и данный процесс не будет обременен какими-либо негативными внешними факторами. Другими словами, ребенок должен чувствовать себя комфортно, в безопасности. В идеальном представлении – это дружный класс, учитель, умеющий заинтересовать предметом и требующий обратной связи в соответствии со способностями и возможностями ребенка, хорошее настроение ребенка при разговорах о школе и желание учиться. Примерно так. Однако если посмотреть в реалии, как минимум среда не всегда представляет для ребенка комфорт. Многим из родителей хотя бы раз приходилось видеть своего ребенка расстроенным случившимся в школе или на ее территории конфликтом. Порванная куртка, синяк под глазом, рюкзак без лямок, слезы…Как говорят многие отцы, участвующие в программах примирения, их сыновьям необходимо пройти всё это, чтобы закрепить взрослость: «А мы как росли? Мы тоже дрались». Но хорошо, когда разошлись мирно после драки, принесли извинения и пожали друг другу руку. Редкий случай. Утро ребенка после серьезного конфликта в школе окрашено серым цветом. Его мысли сосредоточены на случившемся, концентрация внимания на процессе обучения снижена. Среди эмоций – злость, гнев, страх, стыд, иногда присутствует сильно выраженное желание отомстить. Именно эти эмоции и могут выступить впоследствии «зачинщиками» всё новых и новых столкновений, осложняющихся более серьезными последствиями: учет в полиции, неуспеваемость, потеря уважения среди одноклассников и учителей. А дальше медленно и верно происходит механизм «клеймения» личности ребенка: «плохой», «отстающий», «хулиган», «учётник» и разного рода другие… Самое неприятное во всем этом, что ребенок начинает верить в свой «приклеенный» статус, что способствует его дальнейшей криминализации.
А теперь вернемся к конфликту и вопросу, а стоит ли взрослому обращать внимание на подобные конфликты в школе и принимать меры? Да, стоит. Такой вывод можно сделать из приведенной выше цепочки последствий неразрешенных конфликтов для ребенка.
Конфликты в образовательной среде не ограничиваются только столкновениями в среде учащихся. Ребенок в доверительных беседах с родителем может признаться, что постоянно конфликтует с каким-то учителем, обноклассником или чувствует несправедливость с его стороны. И эта ситуация также при неоднократных жалобах может указывать на нарастающий конфликт, требующий некоторой доли вмешательства взрослых. Здесь не идет речь об активной защитной, «нападающей» позиции, в данном случае речь пойдет об обращении к специалистам на территории вашей образовательной организации, обученных помогать людям найти понимание в конфликтной ситуации. По-другому их называют школьными медиаторами. Такие специалисты осуществляют свою деятельность в школьной службе примирения. Обычно под данную структуру выделен отдельный кабинет, информацию о месторасположении школьной службы примирения и медиаторах можно найти как на сайте вашей образовательной организации, так и на информационных стендах учреждения.
Школьная служба примирения (далее - ШСП) является частью школьной системы профилактики или социально-психологической службы образовательной организации, либо частью системы школьного самоуправления.
Школьная служба примирения - группа подростков с руководителем взрослым, организационно вписывающаяся в структуру школы, целью работы которой является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. В её состав входят учащиеся, педагоги и родители, действующие в образовательной организации на основе добровольческих усилий и реализующие восстановительный подход к разрешению конфликтов, профилактике деструктивного поведения и правонарушений детей и подростков, построению конструктивных отношений в школьном сообществе.
Что такое конфликт, и как часто они встречаются в школе?
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями. Конфликты являются движущей силой развития при их мирном, конструктивном решении.
Восстановительная программа – это процесс, в котором независимая третья сторона руководит общением и переговорами, выступая за добровольное принятие решений участниками спора.
Способы выхода из конфликтной ситуации:
Соперничество (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Условия, при которых конфликтная ситуация рассматривается в ШСП.
- Стороны признают свое участие в конфликте или криминальной ситуации (но не обязательно признают свою неправоту) и стремятся ее разрешить;
- Сторонам больше 10 лет.
- Стороны не употребляют наркотические вещества и психически здоровы (поскольку в противном случае они не могут брать на себя ответственность за свои поступки);
- Если в конфликте участвуют учителя или родители, программу проводит взрослый ведущий или специалист территориальной службы примирения.
Основные принципы восстановительной медиации:
Добровольность участия сторон
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации, как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
Информированность сторон
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
Нейтральность медиатора
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.
Конфиденциальность процесса медиации
Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения касающихся процесса медиации документов.
Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления; при выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена.
Медиатор, передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
Ответственность сторон и медиатора:
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Медиатор не может советовать сторонам, принять то или иное решение по существу конфликта.
Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации.
Программы примирения помогают:
- разрешению конфликтных ситуаций;
- возмещению ущерба пострадавшей стороне, если это необходимо;
- взятию ответственности правонарушителем за совершенный проступок перед пострадавшей стороной;
- налаживанию диалога;
- поддержке конструктивного способа решения проблем, вместо столкновения между людьми.
Миритесь по собственному желанию!
Если у вас остались вопросы, звоните по телефону 8(34377)72548
Материал подготовила Карамышева Полина Михайловна, руководитель территориальной службы примирения, педагог-психолог ВКК